Организационно-управленческие основы  введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

21 июля 2009 года Президент РФ  Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных объединений России, о введении института воинских священников и о преподавании в школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение».

При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению  нового учебного курса в ряде регионов РФ.

После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко так прокомментировал цели и характер нового учебного курса: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая  стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».[1]

К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.

В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса».

Соответствующее распоряжение было подписано председателем правительства В.В. Путиным 29 октября 2009 г. Документ утвердил план мероприятий по введению новой учебной дисциплины. Согласно распоряжению предмет проходит апробацию в 19(21) субъектах Российской Федерации.

С января 2010 года во всех регионах-участниках эксперимента проведена подготовка учителей, участвующих в апробации проекта, а с февраля 2010 года публикуются учебные и методические пособия по новому предмету - эта задача возложена на Рособразование, Минобрнауки и Минрегионразвития.

 

 

Организационно-управленческие основы  введения нового  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области

 

Начиная со 2012 года, преподавание комплексного учебного курса, будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и на территории Белгородской области (только в IVклассах в 4 четверти 2012 года в объеме 2 часов в неделю - 17 часов).

 

Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:

1.             Основы православной культуры;

2.             Основы исламской культуры;

3.             Основы буддийской культуры;

4.             Основы иудейской культуры;

5.             Основы мировых религиозных культур;

6.             Основы светской этики.

 

Примечание: - на портале www.orkce.ru, http://orkce.apkpro.ru/ размещен научно-методический материал  21 региона, участвующего в апробации по введению ОРКСЭ в 2010-2011 учебном году, позволяющий  в интерактивном режиме оперативно решать вопросы введения ОРКСЭ.

 

Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) являются:

·        Конституция Российской Федерации;

·        Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);

·        Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);

·        Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);

·        Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;

·        Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;

·        ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373");

·        Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7).

·        Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;

·        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Об учебниках курса ОРКСЭ

Согласно   приказа  Минобрнауки  России от 24 декабря 2010 года №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год», по направлению  Основы духовно-нравственной культуры народов России  в Федеральный перечень вошли  10 учебников:

 

1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4кл., ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010.

2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5кл., Просвещение, 2010.

3. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

4.  Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

5.  Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

6.  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

7.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010.

8.   Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлѐва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл., Баласс, 2010.

9.  Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 кл., Русское слово, 2010.

10. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 кл., Русское слово, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения о тираже по курсу ОРКСЭ

Учебно-методическое обеспечение комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ),

включающее:

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы.

Программы для общеобразовательных учреждений.

экз. 17 000

2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие

для общеобразовательных учреждений.

экз. 83 000

3. Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. Основы исламской культуры. 4-5 классы.

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений

экз. 37 000

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. Учебное

пособие для общеобразовательных учреждений

экз. 14 000

5. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-

5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.

экз. 12 000

6. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы

мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учебное пособие для

общеобразовательных учреждений.

экз. 58 000

7. Основы светской этики. 4-5 классы. Учебное пособие для

общеобразовательных учреждений.

экз. 123 000

8. Основы православной культуры. 4-5 классы. Электронное издание.

экз. 83 000

9. Основы исламской культуры. 4-5 классы. Электронное издание.

экз. 37 000

10. Основы буддийской культуры. 4-5 классы. Электронное издание.

экз. 14 000

11. Основы иудейской культуры. 4-5 классы. Электронное издание.

 экз. 12 000

12. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Электронное издание. экз. 58 000

13. Основы светской этики. 4-5 классы. Электронное издание.

 экз. 123 000

14. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.

Справочные материалы для учителей общеобразовательных учреждений.

Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.

экз. 17 000

15. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для

родителей.

экз. 253 000

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

Комплексный учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики».

Примерная программа и структура.

Аннотация

 

Общие положения

 

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.Основы православной культуры;

2.Основы исламской культуры;

3.Основы буддийской культуры;

4.Основы иудейской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6.Основы светской этики.

 

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Цель учебного курса ОРКСЭ– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.      знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.      развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.      обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.      развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в  программе обучения

 

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 

 

Структура комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

 

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 

Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

 

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы.  Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

 

Примерная программа комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

 

 

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия  - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. 

Культура и религия.

Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия

 

Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия

 

Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия

 

 

 

Урок 2. Культура и религия

 

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

 

Урок 3.  Священное Писание.

 

Урок 3.Пророк Мухаммад –  образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

Урок 3. Будда и его Учение

 

 

Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».

Урок 3. Культура и религия

 

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4.  Священное Писание и Священное Предание.

Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

 

Урок 4. Будда и его Учение

 

Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма

Урок 4.Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 4.  Ценность родства и семейные ценности

 

Урок 5. Во что верят православные христиане

 

Урок 5

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

 

Урок 5. Буддийский священный канон

 

Урок 5. Патриархи еврейского народа.

 

 

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 6. Что говорит о Боге  и мире православная  культура

 

Урок 6

Священный Коран и Сунна как источники нравственности

Урок 6. Буддийский священный канон

 

Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.

 

 

Урок 6. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста. Трипитака,

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов

 

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура

Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.

Урок 7.  Буддийская картина мира.

 

Урок 7. Исход из Египта. 

Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.

Урок 7. Нравственный образец богатыря

 

Урок 8. Христианское учение о спасении.

 

Урок 8

Столпы ислама и исламской этики.

 

Урок 8.  Буддийская картина мира.

 

.Урок 8. Получение Торы на горе Синай.

Урок 8. Хранители предания в религиях мира.

Урок 8. Дворянский кодекс чести

 

Урок 9.Добро и зло в православной традиции

 

Урок 9

Исполнение мусульманами своих обязанностей.

 

Урок 9. Добро и зло

 

Урок 9.Пророки и праведники в иудейской культуре.

 

 

Урок 9. Человек в религиозных традициях мира

Урок 9. Джентльмен и леди  

Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Урок 10

Обязанности мусульман.

Урок 10. Ненасилие и доброта

Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Урок 10. Священные сооружения

 

Урок 10. Государство и мораль гражданина

Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Урок 11

Обязанности мусульман.

 

Урок 11.Любовь к человеку и ценность жизни

 

 

Урок 11.  Храм в жизни иудеев

Урок 11.  Священные сооружения

 

 

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества

Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Урок 12

Обязанности мусульман.

 

Урок 12. Милосердие и сострадание

Урок 12.Назначение синагоги и её устройство

Урок 12.Искусство в религиозной культуре

 

 

Урок 12. Мораль защитника Отечества

 

Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Урок 13 .

Обязанности мусульман.

 

 

Урок 13.  Отношение к природе

 

Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал

Урок 13. Искусство в религиозной культуре

 

 

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность

Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь

Урок 14

Для чего построена и как устроена мечеть.

 

Урок 14. Буддийские святые. Будды

Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.

Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

 

Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

 

Урок 15

Мусульманское летоисчисление и календарь.

 

Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

Урок 15.Добро и зло

Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 16. Творческие работы учащихся.

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов.

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов

 

Урок 17. Подведение итогов

Урок 17. Подведение итогов.

 

 

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Урок 18. Православие в России.

 

Урок 18. Ислам в России.

 

Урок 18. Буддизм в России

Урок 18. Иудаизм в России.

Урок 18. Религии России

 

Урок 18. Добро и зло

Урок 19. Православный храм 

Урок 19. Семья в исламе.

 

Урок 19. Основы буддийского Учения и этики

Урок 19. Основные принципы иудаизма.

 

Урок 19.Религии России

Урок 19. Долг и совесть

Урок 20. Православный храм  и другие святыни

 

Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.

 

Урок 20. Человек в буддийской картине мира.

Урок 20. Основные принципы иудаизма

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок  20. Честь и достоинство

Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры

Урок 21. Нравственные ценности ислама:

сотворение добра, отношение к старшим.

 

Урок 21. Человек в буддийской картине мира.

Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

 

Урок 21.  Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 21. Смысл жизни и счастье

Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 22. Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство.

 

Урок 22. Буддийские символы

 

Урок 22.Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

 

Урок 22. Высшие нравственные ценности

Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

Урок 23. Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие.

Урок 23.Буддийский храм

.

Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме.  Ответственное принятие заповедей

Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 23. Идеалы

Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.

Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.

Урок 24.Буддийские святыни.

Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.

Урок 24.Религиозные ритуалы в искусстве

Урок 24. Принципы морали

Урок 25.Православный календарь. Почитание святых.

 

Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.

 

Урок 25.Буддийский календарь

Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.

Урок 25.Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.

Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.

Урок 26. Праздники в буддийской культуре.

Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 26. Праздники в религиях мира.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27.  Православный календарь. Почитание святых.

 

 

 

Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

 

Урок 27. Искусство в буддийской культуре

Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.

Урок 27. Семья, семейные ценности.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Православный календарь. Праздники.

Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Урок 28. Священные буддийские сооружения

 

Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Урок 28. Образование как нравственная норма

Урок 29. Христианская семья и ее ценности.

 

Урок 29. Искусство ислама.

 

 

Урок 29. Отношение к природе

Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

 

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)[2]

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 31. Подготовка творческих проектов

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

 

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

 

Урок 34.  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)[3]

             

 

 

 Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.